Оглавление  Введение  гл.1  гл.2  гл.3  гл.4  гл.5  Заключение  Литература  Прил.1  Прил.2 

1. Инновации в российской экономике.

К сожалению, промышленные предприятия России до сих пор не оценили всех преимуществ инновационного развития. Лишь 5% промышленных предприятий в России являются инновационно активными (для сравнения, в конце 80-х годов их было 60-70%)[1].  Более того, для малых фирм этот показатель еще меньше – лишь 3%, притом, что малый бизнес в развитых странах принято считать основой высокотехнологического производства. В сфере услуг только 2.4% предприятий занимаются инновациями.[2]

Основным тормозом инновационной деятельности принято считать недостаток собственных средств. Согласно проведенным исследованиям, 71% предприятий указывают именно на эту причину в качестве барьера для осуществления инновационной деятельности.[3] Здесь налицо явное противоречие. Зачастую российские предприятия воспринимают расходы на НИОКР как выбрасывание денег в бездонную пропасть – нет ни отдачи от финансовых средств, ни четкой границы, когда же, наконец, инвестиции в научные исследования можно будет считать достаточными и прекратить выделять ресурсы на них. Тем не менее, уже в обозримом будущем российские компании способны ежегодно получать только от экспорта наукоемкой продукции $120-150 млрд.[4] В таком контексте проблема нехватки средств у предприятий на НИОКР перестает быть непреодолимым барьером для их проведения и становится лишь вопросом приоритетов предприятий.

Предприятия просто не заинтересованы вкладывать деньги в НИОКР, что объясняется экстенсивностью экономики в целом. В условиях рыночной экономики инвестиции выступают инструментом повышения конкурентоспособности фирмы и ее продукции. Они становятся актуальными лишь в условиях конкуренции, которая пока еще очень слабо проявляется среди российских предприятий. До тех пор, пока у предприятий будет возможность получать прибыль без затрат на инновации всевозможные государственные меры стимулирования НИОКР на предприятиях не принесут желаемых результатов.

Не стоит, все же, полагать, что нежелание проводить НИОКР заложено в наших руководителях на подсознательном уровне. Они лишь реагируют на внешнюю среду бизнеса; если она поменяется, поменяется и их поведение. Для иллюстрации данного утверждения приведем результаты одного эксперимента.[5] Группе инжинерно-технических специалистов и начинающих предпринимателей задавался вопрос: какое значение имела бы инновационная деятельность для их предприятий, если бы они ими руководили. Предлагались варианты ответов: 1) очень важное; 2) достаточно важное, но не первостепенное; 3) не имеет большого значения; 4) не имеет никакого значения. Первый вариант ответа дали лишь 10% опрошенных, в то время как 90% примерно поровну выбрали три оставшиеся варианта. После этого вопрос был изменен: какое значение имели бы для вас научно-технические разработки, если бы вы руководили General Motors или IBM? В этот раз на первом варианте остановились 90-100% опрошенных.

Есть основания верить, что многие из вышеупомянутых барьеров осуществления инноваций в России со временем утратят свое значение. Повышение конкуренции на внутреннем рынке (отчасти, как неизбежное следствие вступления страны в ВТО) будет способствовать повышению интереса российских компаний к инновациям, сопровождаясь перениманием мирового опыта в этой сфере. Во всем мире инновации считаются необходимым условием динамичного развития компании, но им свойственен один существенный недостаток. Проведение НИОКР и инноваций вообще сопряжено со значительным риском.

Риски инновационных проектов заслуживают внимательного изучения. Без установления видов основных рисков инноваций, механизмов их возникновения и взаимодействия невозможно адекватное применение современных методов финансового менеджмента для планирования затрат и результатов НИОКР.

 



[1] Бердашкевич А.П. Экономические и правовые основы развития инновационной деятельности в Российской Федерации в 2000 г .// Вестник Московского Университета. Сер. 6 Экономика, 2001, №1. – С. 28.

[2] Гохберг Л., Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции и проблемы// Экономист, 2002, №2. – С.57.

[3] Безруков В., Остапович Г. Оценка инновационной деятельности промышленных предприятий // Экономист, 2001, №5. – С. 41.

[4] Белов В.Н. Полезные примеры для российской инновационной политики // Инновационная политика и инновационный бизнес в России / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму, 2001, №15 (146). – С. 23.

[5] Дагаев А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. М.: Наука, 1994. – С. 92.

 

Оглавление  Введение  гл.1  гл.2  гл.3  гл.4  гл.5  Заключение  Литература  Прил.1  Прил.2 

Hosted by uCoz