Оглавление  Введение  гл.1  гл.2  гл.3  гл.4  гл.5  Заключение  Литература  Прил.1  Прил.2 

3. Система факторов риска инновационного проекта.

Определимся, что риском в рамках нашего анализа будем считать отклонения результатов инновационного проекта от запланированных, при этом знак отклонений не учитывается. Такая концепция соответствует интерпретации риска как математического среднеквадратического отклонения случайной величины от своего математического ожидания.

С точки зрения экономической теории факторы риска представляют собой источники возмущений для инновационного процесса; они обуславливают возникновение отклонений фактических результатов инновационного процесса от запланированных. Для каждого фактора риска можно выделить детерминантное качество – характеристику проекта, наиболее существенно влияющую на наличие того или иного фактора риска.

При первичной классификации все риски инновационного проекта можно разделить на антропогенные, производственные и коммерческие (схематическая структура факторов риска приведена в Приложении 1).

Антропогенные риски – обусловлены так называемым человеческим фактором. Далеко не новость, что персонал оказывает существенное влияние на инновационный проект.[11] По функциям, которые выполняют участники проекта, антропогенные риски делятся на риски прогноза, риски управления и риски реализации.

Риски прогноза связаны с неадекватным прогнозированием и планированием хода инновационного проекта и его результатов; условий среды, в которой будет реализовываться проект.

Риски управления проявляются в неэффективной организации проекта, недостаточном уровне взаимодействия участников проекта.[12]

Риски реализации возникают из-за возможных ошибок и просчетов, допущенных персоналом (случайно или преднамеренно), занимающимся непосредственным претворением проекта в жизнь, то есть его реализацией.[13]

Все антропогенные риски зависят от опыта и квалификации персонала, от его мотивации в данном инновационном проекте, - эти признаки являются детерминантными качествами для антропогенных рисков.

Производственные риски выражаются в возможности появления отклонений характеристик создаваемого продукта от заложенных в плане. Чем выше производственные риски, тем выше вероятность появления и серьезней величина возможных отклонений. Детерминантными качествами при этом являются новизна и длительность проекта. Причем, чем выше новизна создаваемого продукта, тем менее разработана технология производства и, соответственно, выше производственные риски. Повышение производственных рисков также связано с ограничением временных рамок создания инновационного продукта.

Коммерческие риски связаны с вероятностью возникновения отклонений экономических характеристик проекта от запланированных. Из всех типов факторов риска коммерческие риски имеют наиболее сложную структуру. При определенной степени обобщения коммерческие риски можно разделить по уровню, на котором они возникают, на:

Микроуровневые: функционирование данного проекта в рамках общей деятельности фирмы,

Мезоуровневые:  функционирование фирмы на рынке,

Макроуровневые: функционирование рынка в рамках всей экономики.

Макроуровневые риски, в свою очередь, делятся на технологические, социальные, правовые и экономические.

Технологические риски – изменение технологического уровня экономики в целом. Подобные изменения проявляются в замещении одной технологии на другую (например, полупроводники сменили лампы накаливания). При детальном рассмотрении обнаруживается, что каждый инновационный продукт можно представить как совокупность атрибутов, каждый из которых представляет собой новую идею или технологию, примененную в данном продукте.[14] Подобные атрибуты-технологии ведут себя на рынке значительно более предсказуемо, чем товары их представляющие. Каждый подобный атрибут имеет собственную ценность, выражающуюся либо в прибыли от увеличенной им производительности труда, либо в стоимостной оценке удовлетворяемых им потребностей. Атрибут-технология может быть представлен одной маркой товара, но как правило, с течением времени его ценность разделяется между многими конкурирующими товарами. Полезно было бы рассмотреть модель распределения атрибута-технологии между продукцией конкурирующих фирм:

Допустим, что на момент времени t1 4 фирмы (F1, F3, F4, F5) освоили технологию а0. Одна фирма (F2) освоила технологию а1, которая преобладает над а0, являясь более эффективной и совершенной, заменяя и в значительной степени обесценивая технологию а0. С течением времени в момент t2 в лидеры вырываются фирмы F3 и F4, освоившие технологию а2.  В рамках подобного анализа технологический риск для фирмы, разрабатывающей технологию a1, представляет собой вероятность освоения фирмами в рамках экономики страны технологии a2.

Социальные риски – представляют собой вероятное изменение вкусов, пристрастий и предпочтений населения; изменение потребностей населения и наиболее типичных способов их удовлетворения. Социальные риски представляют собой аналог технологических рисков с той лишь разницей, что технологическим рискам подвержены инновации, ориентированные на предприятия (производственные инновации), в то время как социальным рискам подвержены инновации, ориентированные на население (потребительские инновации). Суть обоих рисков одинакова – в силу внешних изменений инновация теряет свою актуальность и востребованность.[15]

Правовые риски – изменение правового поля, в котором функционирует фирма.  Государство вольно изменить «правила игры», что может сказаться на результатах реализации инновационного проекта.

Экономические риски – колебания процентных ставок, индексов фондовых рынков, темпов инфляции, обменного курса и иных экономических показателей влияют на коммерческую эффективность инноваций. По сути дела, экономические риски объединяют большую группу традиционно выделяемых рисков инвестиционных проектов: валютные, процентные и др.

Очевидно, что для всех макроуровневых рисков детерминантным качеством является длительность инновационного проекта[16]. Однако если для производственных рисков их увеличение связано с уменьшением длительности, то для макроуровневых коммерческих рисков связь с длительностью инновационного проекта противоположная: чем выше длительность, тем выше риски. Фирма, занимающаяся реализацией инновационного проекта, находится перед дилеммой: повышая длительность инновационного проекта, она увеличивает коммерческие макроуровневые риски, уменьшая – увеличивает производственные. Но при более тщательном анализе можно выделить одну особенность. Для производственных рисков имеет значение длительность производственного этапа проекта, в то время как для макроуровневых рисков – общая длительность реализации проекта. В связи с этим предлагаемая мера по параллельно-последовательному выводу инновации на рынок,[17] предполагающая одновременную реализацию различных стадий проекта (производственной и маркетинговой), очевидно, будет способствовать уменьшению макроуровневых рисков, не сопровождаясь при этом увеличением технологических рисков.

Мезоуровневые риски делятся на риски поставщиков, риски конкурентов и риски покупателей.

Риски поставщиков – вызваны вероятностью того, что поставщики не поставят комплектующие для инновационного продукта в нужном объеме, необходимого качества и в установленные сроки. Это является следствием того, что технологическая цепочка для нового продукта еще не создана: чем выше новизна нового продукта, тем менее надежна запланированная система поставщиков; тем выше риски поставщиков.[18]

Риски покупателей – связаны с наличием у покупателей двух барьеров восприятия нового продукта, препятствующих совершению покупки: барьер восприятия типа А и барьер восприятия типа Б.[19] Первый проявляется при перенесении негативного опыта и предрассудков на новый продукт, а второй – в случае отсутствия опыта, применимого к новому продукту.

Детерминантным качеством для рисков покупателей, также как и для рисков поставщиков, является новизна инновационного продукта – чем она выше, тем выше риски покупателей.

Риски конкурентов – проявляются в неизвестном поведении конкурентов данной фирмы на рынке. В отличие от технологических рисков на макроуровне, микроуровневые риски конкурентов представляют собой действия отдельных конкурирующих фирм, влияющие на успешность реализации инновационного проекта. Чем выше степень новизны создаваемого продукта, тем более неизведан рынок и непредсказуемы действия конкурентов, риск конкурентов выше.

При рассмотрении микроуровневых рисков на первый план выходит особое детерминантное качество инновационного проекта – результат. Как правило, он интерпретируется как соотношение доходов от проекта и затрат на него. Но в зависимости от целей, которые  планирует достигнуть фирма с помощью данного проекта, результат как детерминантное качество может менять коннотативную характеристику (к примеру, это может быть доля рынка и т.д.).

Ввиду такой трактовки микроуровневые риски можно представить как вероятность того, что результат функционирования проекта в прошлом, настоящем или будущем не устраивает фирму. Отсюда выделяются:

Риски будущего – вероятность того, что инновационный проект перестает соответствовать миссии фирмы.[20]

Риски настоящего – при функционировании проекта наблюдаются затруднения с его финансированием.

Риски прошлого – результат, достигнутый проектом по истечении определенного периода не оправдал связанных с проектом надежд.

 

 

 

 



[11] См. Siegel, D., Waldman, D. and Link, A. (2000), Assessing the impact of organizational practices on the productivity of university technology transfer offices: An exploratory study, NBER Working Paper No. 7256.

[12] Анализ влияния рисков управления на эффективность инновационного проекта - см. Shenhar, A.J. From theory to practice: project management styles // IEEE Interactions on Engineering Management. 1998. Vol.45. Num.1 pp.33-48.

[13] Подробнее о рисках, создаваемых реализаторами проекта - см. Madhavan, R. and Grover, R. From embedded knowledge to embodied knowledge: New product development as knowledge management. // Journal of Marketing. 1998. Vol.62. Num.4: pp.1-12.  

[14] Пример оценки эффективности НИОКР с помощью анализа мультиатрибутивности продукта – см. Титов А.Б., Алексеев А.А. Методология априорной оценки коммерческой эффективности инноваций на основе структурных маркетинговых исследований.// Известия СПбУЭФ, 2000, №4. – С.50-60.  

[15] Пример анализа влияния изменений потребительских потребностей на инновационный проект - см. Moriarty, R.T. and Kosnik, T.J. (1989). High-technology marketing: Concepts, continuity and change // Sloan Management Review. 1989. Vol.30. Num.4. pp.7-17.

[16] Подробнее о влиянии времени реализации инновационного проекта на его эффективность - см. Smith, P.G. and Reinertsen, D.G. Developing products in half the time. New York : Van Nostrand Reinhold, 1995.  

[17] Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №3. – С. 29-44.

[18] Анализ рисков поставщиков – см. Littler, D., Leverick, F. and Bruce, M. Factors affecting the process of collaborative development: A study of UK manufacturers of information and communications technology products. // Journal of Product Innovation Management. 1995. Vol.12. Num.1. pp.16-32.

[19] Евстефеев Д.С. Продвижение инноваций: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ф. – Й. Кайзера, Г.Г. Богомазова, З.А. Сабова. СПб., 2001. – С. 29.

[20] О рисках, вызванный несоответствием миссии фирмы - см. Cooper, R.G., Edgett, S.J. and Kleinschimdt, E.J. Portfolio management for new products. Reading , Massachusetts : Addison-Wesley, 1998.

 

 

Оглавление  Введение  гл.1  гл.2  гл.3  гл.4  гл.5  Заключение  Литература  Прил.1  Прил.2 

Hosted by uCoz